Серебряные припои

1. Немного теорииБреполь — наш рулевой!

Начну с цитаты из Бреполя: «При изготовлении припоя базой его следует брать эвтектический состав сплава Ag-Cu и добавками цинка понижать температуру плавления. Разность температур плавления основного металла и припоя должна быть не менее 50 °С.»

Что такое «эвтектический состав сплава»?  Я уже упоминал в статье «Температура плавления сплавов Ag-Cu-Zn» термины «ликвидус» и «солидус». Повторю: ликвидус — это температура полного расплавления сплава при его нагревании, а солидус — температура полного затвердевания сплава при его охлаждении. У чистых металлов эти температуры совпадают, и при достижении точки плавления температура металла остается постоянной, пока он полностью не перейдет в жидкое состояние. У сплавов в общем случае существует промежуток температур, в котором он уже не твердый, но еще не жидкий. Нижняя граница этого промежутка — солидус, верхняя — ликвидус (от слов «твердый» и «жидкий»). Однако, при определенном сочетании компонентов сплав ведет себя, как единый металл: точки солидуса и ликвидуса совпадают. Это сочетание и называется эвтектическим.

Диаграмма состояния сплавов Ag-CuИз приведенной диаграммы (кликните, чтобы увеличить) видно, что все сплавы с содержанием серебра ниже 91% начинают плавиться при одной и той же температуре — 779 °С, а полностью расплавляются — по-разному. И есть одна точка (72% серебра), где ликвидус совпадает с солидусом. Это и есть эвтектика для сплавов Ag-Cu. В этой точке — самая низкая температура плавления для всех этих сплавов («эвтектика» — по-гречески «легко плавящийся»).
Для тройных сплавов Ag-Cu-Zn эта интересная для нас точка превращается в линию, которая жирно и красно выделена на уже знакомой вам диаграмме изотерм ликвидуса. Вдоль этой линии как раз и располагаются наиболее подходящие для припоев сплавы. Подходящие — сразу в нескольких смыслах:Линия эвтектики для сплавов Ag-Cu-Zn

  • они содержат минимальное количество цинка, необходимое для данной температуры плавления;
  • они плавятся без промежуточного кашеобразного состояния, что обеспечивает чистоту и однородность шва;
  • они имеют равномерную мелкозернистую структуру, которая гарантирует прочность и пластичность соединения.

Вот почему Бреполь и советует брать за базу эвтектический сплав, ничего, правда, при этом не объясняя. Мол, если не лаптем щи хлебаете, разберетесь сами.

2. Выбираем припои из таблиц

Серебряные припоиЯ имею в виду припои, рецепты которых приведены в многочисленных таблицах. Я выписал те из них, где нет явных опечаток, и столько, на сколько у меня хватило терпения. А затем обработал каждый программой Ag-Cu-Zn и получил таблицу, показанную на соседней картинке (кликните, чтобы увеличить).

Тут как раз самое время раскрыть тайну параметра, срытого под греческой буквой «эпсилон». Следуя завету Бреполя, что хороший состав припоя — это эвтектический состав, я решил ввести в программу алгоритм вычисления некоего параметра, который характеризовал бы «эвтектичность» сплава. Параметр ε показывает относительное отклонение выбранного состава сплава от эвтектического. В идеальном случае он равен единице, а наиболее отдаленные его значения — от 0,7 до 1,4. Близкими к эвтектике значениями следует считать примерно от 0,95 до 1,05.

Кроме температуры плавления и параметра «эвтектичности» на выбор припоя влияет еще один немаловажный критерий — его проба. Здесь нет такого жесткого требования, как для золота, чтобы проба припоя совпадала с пробой сплава, однако, есть нижний порог, за которым могут возникнуть конфликты с инспекцией пробирного надзора. Этот порог — 60% серебра, т.е., проба должна быть не ниже 600. Кроме того, от пробы припоя зависит его цвет и стойкость к химическим воздействиям. Исходя из этого, хотелось бы выбрать припои как можно более высокой пробы.

И, наконец, самое важное: что мы собираемся паять? В данном случае речь идет о ювелирных сплавах серебра. О пайке меди, стали и прочих металлов поговорим в другой раз. Вспоминаем второй завет Бреполя: температура плавления припоя должна быть как минимум на 50 градусов ниже температуры плавления основного сплава (здесь имеется в виду солидус, т.е., начальная точка его плавления). Для всех ювелирных сплавов ниже 910 пробы солидус равен 779 градусам. Для 925 пробы — 808 градусов, для 916 — 789.

Смотрим в таблицу: первые четыре отпадают из-за слишком высокой температуры, последние четыре — из-за низкой пробы. Начнем с выбора твердого припоя. Для пайки 925 пробы серебра мы можем позволить себе припой с температурой плавления 760 градусов. По таблице выбираем составы 5 и 10: первый — за пробу, второй — за «эвтектичность». Затем выбираем мягкий припой —  просто берем самый низкоплавкий, это состав 23. Средний припой должен иметь температуру около 730 градусов. Из таблицы лучший вариант, пожалуй, — номер 15.

3. Сочиняем свои рецепты

Мои серебряные припоиОднако, нет никакой необходимости выбирать припои именно из этой или какой-либо другой таблицы. У нас же есть программа Ag-Cu-Zn! Вводим в правой ее части требуемые пробу и температуру и добиваемся такого их сочетания, при котором есть решение. Затем в левой части программы уточняем параметры полученного сплава и подгоняем до требуемых.

Мне пришлись по вкусу четыре припоя, показанные на последней картинке. У них температуры отличаются примерно на 20 градусов, и они удовлетворяют практически все потребности при пайке серебра.

Обсуждение (74)
  1. Виктор:

    Очень познавательная и полезная информация.
    е\Ещё бы было не плохо иметь расчёты изготовления серебряных припоев из Ag 925

    • Спасибо.
      Советую Вам воспользоваться программой Alloy на этом сайте.
      1. Выберите три компонента: Ag, Cu, Zn.
      2. В строке «Исходный сплав» введите 925, 75, 0, а в строке «Новый сплав» — состав нужного Вам припоя.
      3. После клика на кнопке «Вычислить» в панели «Результат» Вы получите веса металлов, которые нужно добавить на 1 г исходного сплава (Ag 925), чтобы получить припой.
      4. Чтобы получить веса добавок не на 1 г, а на любое количество исходного сплава, введите это количество в поле «На … г» и нажмите «Вычислить».

      • Виктор:

        Спасибо! Владимир!
        Я немного поторопился с вопросом. Разобрался. Ещё раз вам огромная благодарность за ТАКОЙ САЙТ!!!!

      • Сергей:

        Спасибо, сайт упрощает, особенно для тех, у кого в школе по математике было плохо) Просто и удобно)
        Уважаю и пользуюсь припоями СрМдЦн, и никакие гильзы, монеты не нужны. Цинк беру из немецких военных монет, а чистую бескислородную медь из проволоки из телевизора. Следует расплавить медь с серебром в тигле, достать каплю, под нееположить цинк, и плано прогревать, так цинка угар цинка ничтожно мал, он плавно растворяет серебро. Обязательно взвешивайте и записывайте процентное соотноения, будет момент, когда это очень пригодится, и в любом случае, вы найдете свой «золотой» рецепт)
        Из регулярных припоев советую 701515 или 751510, по вкусу можно 1% кадмия вместо 1% меди)
        Всем удачи, и помните — лучше вас, не сделает никто)

      • гасан:

        Здраствуйте Владимир,
        Я начинающий ювелир, вернее когда-то я от и до собирал и паял цепочки ‘ крученки и бисмарки, к сожалению все рецепты припоя я потерял,
        Помогите мне понять как пользоваться этой таблицой.
        В строке исходный сплав я указал 925 75 0
        А во второй строке’ новый сплав, что нужно указать

        • Здравствуйте, Гасан! Рецепты припоев Вы можете найти выше в этой статье, в двух таблицах. Выберите подходящий припой и введите его состав в строке «Новый сплав» программы Alloy.

      • Александр:

        Здравствуйте а как делать припой из 999 пробы для пайки 925

  2. фархат:

    Огромное СПАСИБО Владимир ! Отличный сайт. Еще подробно рассказали бы про БУРУ и другие флюсы( как лучше применить) а то других сайтах пишут что добавлять надо соль и другие компоненты и еще пишут при изготовления припоя цинк надо заворачивать в медь.

    • Спасибо, Фархат, за отзыв.
      Про флюсы я не смогу добавить ничего нового к тому, что имеется в книжках. (Советую найти в интернете «Бреполь. Теория и практика ювелирного дела», «Марченков. Ювелирное дело», «Новиков. Ручное изготовление ювелирных украшений».)
      Сам я пользуюсь только тремя флюсами:
      — для плавки золота и серебра — сухая бура;
      — для пайки золота и серебра — водный раствор буры с борной кислотой 1:1 (на 100 мл воды — по чайной ложке того и другого);
      — для пайки серебра средним и мягким припоем — флюс ПВ209 (его можно найти, например, у сварщиков).
      Слышал о применении поваренной соли при переплавке опилок, даже пробовал, но не впечатлило. Думаю, этот рецепт родом или из древности, или из мест заключения, где трудно достать буру.
      Насчет заворачивания цинка. Дело в том, что цинк и кадмий горят при температуре плавления золота, серебра и меди. Плотная упаковка цинка в меди (кадмия в серебре) и осторожный нагрев защищают их от воспламенения.
      Я использую другой метод: сначала сплавляю золото, серебро и медь, затем приподымаю чуть затвердевшую каплю пинцетом и высыпаю под нее цинк и кадмий. Затем осторожно прогреваю тигель, поддерживая темно-красное свечение сплава, пока цинк и кадмий полностью не впитаются в сплав. Полное растворение можно проверять кварцевой палочкой.

      • Владимир:

        Здравствуйте, не пробовали при плавке использовать борную кислоту вместо буры? Сам всю жизнь пользуюсь, нравится)

  3. фархат:

    Спасибо за ответ Владимир. Еще хочу спросить ; можно ли из припоя ПРС45 сделать ПРС70 и.т.п. так.как составе ПРС45 имеется другие элементы( Fe,Bi,P). Если да,то как это лучше сделать?

    • Элементы, которые Вы перечислили, — это ничтожные примеси, малое количество которых допускается по ГОСТу (в идеале их вообще не должно быть). Поэтому не надо обращать на них внимания. Основные компоненты этих припоев — Ag, Cu, Zn. Концентрация этих металлов для ПСр45: 450-300-250, для ПСр70: 700-260-40. Используйте эти числа в программе Alloy, и она посчитает Вам, сколько нужно добавить серебра и меди в ПСр45, чтобы получить ПСр70.

  4. фархат:

    Большое СПАСИБО! Если возникнут вопросы буду общаться к ВАМ.

  5. Максим:

    Спасибо Владимир!

    (с)
    Я использую другой метод: сначала сплавляю золото, серебро и медь, затем приподымаю чуть затвердевшую каплю пинцетом и высыпаю под нее цинк и кадмий. Затем осторожно прогреваю тигель, поддерживая темно-красное свечение сплава, пока цинк и кадмий полностью не впитаются в сплав. Полное растворение можно проверять кварцевой палочкой.(с)
    Вот кадмий? Зачем он нужен? ведь в таблице он отсутствует:(
    Вопрос; в каком соотношении его добавлять?

    • Здесь надо было мне написать «и кадмий (если он входит в состав)». В золотых припоях кадмий чаще присутствует, чем нет, а в серебряных — наоборот: он нужен только для особых случаев, где нужна очень низкая температура плавления (при реставрации изделий). Я об этом упоминал в статье Температура плавления сплавов Ag-Cu-Zn.
      Я никогда не пользовался серебряными припоями с кадмием, поэтому ничего здесь о них и не написал. Рецепты можете найти в книгах Марченкова и Новикова.

      • Максим:

        Спасибо Владимир!
        Для меня припой сейчас очень актуален,(буду готовить в первый раз и из чистоты) Решил чтобы не выжечь цинк, сперва прокатать а после на пластине расплавить цинк, скрутить рулончиком и в тигилёчке обильно посыпая бурой расплавить секунды три помешивая и вуаля!? (а буру перед тем как сыпать отжечь и истолочь чтобы не пенилась)
        Вопрос; всё ли правильно?

        • Максим, я не понял описанную Вами технологию, особенно «на пластине расплавить цинк» — что это значит.
          Можно прокатать серебро и медь в фольгу, сложить их и плотно скрутить, сжимая плоскогубцами (так медь будет меньше окисляться и быстрее смешиваться с серебром. Можно также сразу завернуть в них цинк, но тогда нужно очень осторожно нагревать, чтобы цинк не воспламенился.
          Мой метод — тот, который Вы процитировали в первом комментарии (просто удалите оттуда слова «золото» и «кадмий»).
          Буру для плавки прокаливать заранее смысла нет, нехай себе пенится. (Это при пайке ее вспенивание может помешать.)
          Перед плавкой не забудьте покрыть дно тигля тонким слоем расплавленной буры.

  6. Максим:

    Просто про серебряный припой тема, вот я и пропустил о том что речь была о золотом припое? не знаю как-так получилось?
    Мои извинения!

    Рассчитываю пробу припоя, к примеру 750, после плавлю серебро, добавляю медь, отливаю в изложницу, прокатываю в пласт. отбеливаю, флюсую, насыпаю сверху цинк, нагреваю, растекается сворачиваю в рулон и в тигле медленно нагреваю и как только рассплавилось то пару секунд помешиваю и отливаю.
    как-то так?

    • Теперь понял. Хороший способ, но, на мой взгляд, имеет два минуса.
      Во-первых, долгий по времени из-за промежуточной отливки, проката и отжига.
      Во-вторых, при отливке неизбежны потери, которые трудно учесть, и в результате состав припоя получится не совсем тот, который Вы рассчитывали. Или же количество цинка нужно вычислять уже после отливки по массе и составу слитка серебро-медь (а не по массе «чистоты», как это обычно делается).

      • Максим:

        Владимир

        Вот Вам (на разбор полёта) отчёт

        буру в медной чашечке спёк, в турке смолол и в баночку с притёртой крышечкой)
        ждут ещё три варки и прежде чем варить, хочу поправок, к способу которым сварил-
        металлы все разом плавил и вроде работает!?

        -пожалуйста на Ваш опытный взгляд

        Серебряный припой или первый опыт от самоучки(!?)
        видео (10 мин.)

        https://www.dropbox.com/s/4vrnrur2kajvqji/3.mp4

        • У меня только два замечания.
          1. Если Вы растолкли буру в турке, то она теперь содержит опилки того металла, из которого сделана турка. Плавленная бура — тверже любого металла, поэтому нужно пользоваться фарфоровой ступкой.
          2. Если плавить все металлы разом, то цинк частично выгорит и в сплаве его будет меньше, чем нужно по рецепту (а в легких — больше, чем это нужно для здоровья). Грубо говоря, вместо среднего припоя у Вас получится твердый.
          Желаю успеха!

        • Максим:

          Спасибо!
          Вентиляция-вытяжка слабовата( Чувствуется надышался, вредное это дело варить.Нужен противогаз!
          с Уважением.

  7. Спасибо! полезная информация

  8. Действительно не мог писать вам спасибо а точнее ОГРОМНОЕ СПАСИБО

  9. Владимир:

    Владимир) я не утверждаю, что лучше…знаете есть такое понятие дело вкуса…я Вам предложил просто попробовать может понравится…как по мне, лучше чистит, не пенится, менее вязкая…бура же является одной из солей борной кислоты.

  10. Сергей Валерьевич:

    Спасибо!Владимир за сайт!

  11. Сергей Валерьевич:

    Владимир!Скажите пожалуйста какие существуют допуски в пробирной палате для припоев, серебра и золота разных проб?Или таковых совсем нет?

    • Проба золотого припоя должна совпадать с пробой изделия. А проба серебряного припоя должна быть просто не ниже 600, независимо от пробы изделия.
      (Про золото — естественное требование, про серебро — цифра из памяти, источника не помню.)

  12. Сергей Валерьевич:

    Спасибо! И ещё вопрос.Чем паяют золото 958 пробы?

    • Думаю, что припоем 958 пробы, но рецепта не знаю.
      Если бы довелось, то попробовал бы такой состав: Au(958)-Cu(14)-Zn(5)-Cd(23). Но ручаться не могу, поищите в других источниках.

  13. Илья:

    Добрый день Владимир! Позвольте мне поделится плавкой припоя.
    Сплавляю серебро и медь двумя горелками — одна бензиновая с верху, другая (обычный туристический портативный газовый балончик с насадкой) с низу под тигелем. Как только расплавится и смешается серебро и медь, бенз. горелку переношу под тигель. И в этот момент
    добавляю цинк, мешаю палочкой 5-10 секунд и отливаю. На мой
    взгляд я избегаю прямого воздействия огня на цинк при достаточной
    температуры под тигелем для смешивания сплавов. Буду очень рад Вашим замечанием и коментариям.С Уважением Илья.

    • Здравствуйте, Илья! Первое, что вызывает сомнение в таком способе плавки, — это близость газового баллончика к пламени другой горелки. Я бы не рискнул, мало ли: кто-то отвлечет, что-то упадет, дрогнет рука…
      А для проверки качества полученного сплава есть простой способ: взвесить все компоненты до плавки и потом взвесить готовый сплав. Если веса совпадают (или почти совпадают), то цинк с кадмием не пострадали и рецепт не нарушен.

      • Илья:

        Действительно нужно просто взвесить до и после! Ну Владимир голова у Вас соображает, вот спасибо за подсказку. Ещё хотел поблагодарить за то,что Вы делаете для нас, делитесь опытом.Почти все ювелиры молчат, и делиться опытом с другими не хотят (только за деньги и то под вопросом?).Низкий Вам поклон,здоровья, богатых клиентов.Вы просто для меня Святой Человек.

        • Ну, со святостью — это перебор, однако, спасибо на добром слове.
          А ювелиров, которые «молчат», Вы просто пожалейте. Им либо нечего сказать, либо они чего-то боятся. В любом случае — им не позавидуешь.

  14. Евгений:

    День добрый подскажите мне нужен припой для того чтоб к серебру припоять тонкую пластину золота375 , какие только рецепты не пробовал практически все подъедают золото. За ранее спасибо

    • Скорее всего дело не в припое, а в технике пайки. Если золотая пластинка тонкая, то она прогревается быстрее изделия и впитывает в себя припой. Нужно предварительно как следует прогреть всё изделие и только потом направлять пламя в место пайки. (Я бы потренировался на каких-нибудь обрезках.)
      А припой лучше взять потверже и класть его поменьше.

  15. Макс:

    Здравствуйте Владимир,поскажите а можно на этой програме расчтать припой для серебра 980 пробы?

  16. Макс:

    Мне нужно сделать припой с серебра 999 пробы для серебра 980 пробы с помащью Alloy можно это ращитать?

  17. Макс:

    Можно проще,
    сколько надо меди и цынка в грамах на грам серебра 999ки?

    • Макс, чтобы сделать любой припой, надо изначально знать его рецепт, то есть, каких металлов и сколько в него входит. Тогда с помощью программы Alloy или даже вручную на калькуляторе можно посчитать, сколько надо взять одних металлов на грамм других.
      А что касается серебра, то его можно паять любым припоем не ниже 650 пробы, и для 980 пробы серебра никаких специальных припоев не существует. Возьмите любой рецепт серебряного припоя, например, 750 — 155 — 95 и разделите долю меди (155) и цинка (95) на 750. Полученные числа — это сколько надо взять меди и цинка на грамм серебра.

  18. Павел:

    Решил воспользоваться Вашими расчётами, но есть некоторые сомнения. По какому алгоритму Вы (Ваша программа) рассчитываете эвтектичность тройного сплава?
    Спасибо!

    • Эвтектичность сплава зависит от соотношения масс серебра и меди, входящих в состав сплава. Например, для двойного сплава это 72 / 28. Для тройного сплава эта величина снимается с красной линии на диаграмме, приведенной в статье. Для удобства оценки эвтектичности сплава я ввел величину эпсилон, которая равна k / k0, где k — отношение серебра к меди во входных данных, а k0 — аналогичное отношение для эвтектического сплава при заданном количестве цинка.

      • Павел:

        То есть эти данные Вы взяли исключительно с той диаграммы, которую когда-то нашли в книге?

        • Так точно. Все результаты, которые выдает программа Ag-Cu-Zn, основаны на этой диаграмме, которую я для этого оцифровал. Никаких особых алгоритмов (кроме интерполяции между соседними значениями в массивах) она не использует. Я сильно подозреваю, что их и не существует. Допускаю существование более свежих и точных экспериментальных данных, но мне они не попадались. Буду благодарен, если найдете и поделитесь.

  19. Павел:

    Благодарю за разъяснения и за сайт с программами в целом. Вы большую работу проделали, и здорово что поделились результатами!
    Успехов!

  20. Владимир Березин:

    Ребята подскажите, нашел в гараже катушку припоя ПСр6 3,5, для чего он

    • ПСр — это серебряный припой для пайки при помощи горелки. Можно паять медь, латунь и другие не легкоплавкие металлы. Если число больше 60 (например, ПСр 65), то припой годится и для пайки ювелирных изделий.

  21. Сергей:

    Добрый день. Продолжается ли диалог?

  22. Сергей:

    Добрый день. Спасибо за ответ.

    Просто я посмотрел, что последняя датировка в диалоге 18 года. И я подумал, что диалог закрыт и не поддерживается, поэтому я задал такой вопрос.

    А суть в том, что я сам хотел задать вопрос, так как я не доволен своим припоем.

    Расскажу по порядку. Для создания припоя я использовал авиационную гильзу времён войны. Это очень удобно тем, что Цинк уже находится в сплаве и можно избежать процедуры подсовывания цинка под королёк. Я расчитал, сколько мне надо добавить серебра и меди для получения припоя. Сначала я поинтересовался, какая марка латуни использовалась для изготовления авиационных гильз. Мне сказали, что марка латуни была Лт66. Это значит 66% меди и 34% цинка. В итоге получился вполне рабочий припой. Но я им не доволен. Происходит следующее. При повторном нагреве предмета до не высокой температуры, например до 250-300 гр, шов становится чёрным.
    А вопрос такой. В чём проблема? Какие могут быть причины? Возможно ли, что данные о составе латуни ошибочные?
    Благодарю за ответ.
    С уважением
    Сергей

    • Причина простая: проба припоя ниже пробы основного сплава, поэтому медь в нем окисляется быстрее (чем больше меди в сплаве, тем быстрее чернеет, даже и без нагрева, просто со временем).
      Три способа борьбы с этим: серебрение или родирование изделия, оксидирование (зачернение всего изделия вместе со швами) или просто регулярная чистка и полировка.

    • На всякий случай. Чтобы изделие не чернело в процессе изготовления, его перед пайкой покрывают слоем буры (или другого флюса).

  23. Сергей:

    Понял Вас. Большое спасибо.
    Вполне возможно, у меня ошибка в понимании состава латуни и в результате избыток меди.
    Я расчитывал получить припой 700\260\40. Попробую чисто ради эксперимена, откорректировать до 750 простым добавлением серебра.
    Спасибо
    С уважением
    Сергей

  24. Валерий:

    Подскажите пожалуйста, я купил лигатуру melt776s cu72% ga28%, какие пропорции для золотого припоя?

  25. Валерий:

    А для 585?

  26. Валерий:

    И ещё вопрос, а для припоя 585 можно использовать золото 750 пробы?

  27. Оксана:

    Здравствуйте Владимир!
    Ваша статья очень полезна для начинающих ювелиров. Но я хочу поделится своим опытом, и узнать ваше мнение.
    Я беру уже готовый сплав добавляю немного цинка и все. Золото бывает разных цветов красное,жёлтое,чёрное, зеленое.
    Кадмием не пользуюсь, испарения кадмия опасны для дыхательных путей и влияет на почки.
    Припой для серебра можно приготовить по другому. Оксид железа, морская соль,порафин, хозяйственное мыла, корочки от сало. Железо обжигается с солью ,растирается в ступке (это повторяется несколько раз). Процеживается несколько раз.Уваривается с порофином и салом.
    Так поняли тысячи лет назад. Также можно использовать древесные грибы. Можно использова зелёный камень ( названия щас напомню) проста он дорого стоит и не целесообразно использовать.
    Этот припой-клей повышает температуру на месте прикосновени, и этим спивается. Он не оставляет следов, не темнее современном.Такой припой-клей есть и для золото. Очень удобен для филиграни, зернь как будто приклеивается, не заливает место соприкосновения деталей.
    Мне будет очень интересно узнать забытые технологии в нашей стране. Меня очень порождают простые экземпляры в музеях. Как они спаяны. Современные технологии не дают таких результатов, при многократной пайкой.

    • Здравствуйте, Оксана!
      Добавляя цинк в готовый сплав, Вы снижаете его пробу. Инспекция пробирного надзора не пропустит такое изделие.
      Испарения цинка не менее опасны для здоровья. Любую пайку и плавку нужно делать под вытяжкой.
      К сожалению, древних рецептов я не знаю. Собственно, и из современных технологий я использую только малую часть, достаточную для воплощения моих идей. (Если интересно, работы мои здесь: https://trunovvv.ru)

      • Оксана:

        Владимир. Ваши работы интересные, в стиле ретикуляции есть что-то необычное. Но мне больше нравится моеумэ гане. Часто вместо камней я использую смолу, она даёт больше вариантов для творчества. К сажилению у меня нет сайта, чтоб показать некоторые аспекты своих работ применением древних технологий. Кадмий я недобавляю, мне говорили в начале карьеры что припой становится менее текучим и хрупким, не буду спорить.
        Древнии технологии более универсальные, позволяют к примеру припоять камень к металу (огнеупорный). Я припаивала фианиты, сделать большой рисунок зернью.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>