Золотые припои

В книгах по ювелирному делу приведено великое множество рецептов припоев. Спасибо авторам. Только там не сказано, как выбрать два-три из этого множества для своих конкретных нужд.

Что же мы хотим от припоя?

  1. Нужную температуру плавления. Удобно иметь три припоя для каждой пробы, различающиеся по температуре плавления градусов хотя бы на 50. Это очень помогает при монтаже сложных изделий: припаянные на более твердый припой детали не отваливаются при пайке следующих на более мягкий припой. (Хотя, могут и отвалиться при неправильном прогреве, но это уже другая тема.)
  2. Нужный цвет: шов должен быть незаметен. Тут надо сразу упомянуть о проблеме красных сплавов золота. Дело в том, что красного цвета припоя добиться невозможно. Цвет сплава сдвигается в зеленую сторону добавкой серебра и цинка, но при недостатке этих металлов ухудшается текучесть припоя и увеличивается его температура плавления. Поэтому совет для начинающих: не тратьте времени на изобретение красного припоя, а учитесь делать стыки без щелей.
  3. Хорошую текучесть. При недостаточной текучести припоя после пайки остаются комки и кочки, которые доставляют много неприятностей, особенно в труднодоступных местах. При хорошей текучести весь припой растекается равномерно, даже если вы с ним переборщили.
  4. Хорошую пластичность. То есть, в идеале припой должен выдерживать ту же степень пластической деформации, что и основной металл (при гибке, ковке, волочении, вальцовке, чеканке). Повышенной хрупкостью обычно страдают припои с большим содержанием кадмия.

После множества проб и ошибок выяснилось, что рецептам из книг на сто процентов доверять нельзя: близкие по составу сплавы в разных справочниках имеют сильно отличающуюся температуру плавления; цвет — понятие очень субъективное, и «красноватый» из книги я бы назвал «желтым»; встречаются просто опечатки, а про текучесть и пластичность сведений вообще нет.

Подробности этих испытаний вряд ли кого-то заинтересуют, а вот результаты я привожу в таблицах ниже (кликните, чтобы увеличить), где собраны припои, принятые мной на вооружение. Желтым отмечены основные.

Золотые припои 585 пробы
Золотые припои 750 пробы
 


Белые припои

С белыми припоями всё проще: я беру готовую лигатуру и добавляю ее в нужном количестве в золото. (Это связано с трудностью для меня плавить никель и палладий и с тем, что эксперименты с лигатурами для белого золота хороших результатов не дали.)


Для 585 пробы:

  • лигатура MELT K411S дает твердый припой с температурой плавления 900 градусов;
  • лигатура LegOr LS B455  дает мягкий припой с температурой плавления 780 градусов, более желтый.

Для 750 пробы:

  • лигатура LegOr LS B475  дает мягкий припой с температурой плавления 780 градусов, светло-желтый.
Обсуждение (51)
  1. Виктор:

    У меня вопрос по мягким желтым припоям 585. Как они насчет хрупкости при прокатке,протяжке в проволоку? Как их лучше отжигать, и т.п. ?
    Спасибо за ответ.

    • Общая закономерность такая: чем больше в сплаве кадмия, тем он более хрупкий. Это связано с тем, что кадмий совсем не растворяется в меди, которой в желтых припоях достаточно много.

      Мягкий припой, которым я пользуюсь (5М), достаточно пластичен для вальцовки, правда отжигаю его немного чаще, чем обычно: при уменьшении толщины не в два, а, скажем, в полтора раза. Отжиг — при минимальной освещенности рабочего места до появления еле заметного красного свечения. Или еще вариант: положить пластинку одним концом на какую-то ступеньку и нагревать, пока она не прогнется под собственным весом.

      В проволоку мягкий припой не протягиваю по двум причинам. Первое — трудно им пользоваться, поскольку кончик оплавляется раньше, чем ты им коснешься места пайки. Второе — трудно отжигать, так как витки в бухте легко сплавляются между собой. Второго можно было бы избежать при наличии печи с точно выставляемой температурой. Но, во-первых, у меня такой печи нет, а во-вторых, мягким припоем я пользуюсь довольно редко: только при ремонте и для завершающей пайки каких-нибудь сложных конструкций.

    • Сеймур:

      Хочу написать комментарий

      • Сеймур:

        Здраствуйте Владимир!
        Хочу спросить вас из какой пробы делаются припои, 999? И что означает: марка 5с 5м 5т и т.д.

        • Здравствуйте, Сеймур! Припои лучше делать из чистых металлов. Марка припоя в моих таблицах: цифра обозначает пробу (5 — 585, 7 — 750), буква обозначает область температуры плавления (т — твердый, с — средний, м — мягкий). Эти обозначения не являются официальными, просто я когда-то придумал их для себя, чтобы иметь краткие названия своих припоев.

        • Сеймур:

          Спасибо!)

  2. Валерий:

    Доброе время суток!
    Спасибо создателю за данный ресурс!
    У меня вопрос по среднему припою 585 пробы: действительно ли можно изготовить качественный припой из состава 750 пробы золота опираясь на Ваши расчёты? У нас в Латвии среди мастеров считается, что все, что ниже 800 — 830 для припоев не пригодно. Что в этом случае необходимо учитывать?
    С уважением, Валерий.

    • Здравствуйте! Ваш вопрос требует подробного ответа.

      1. Единственное, чего никак нельзя сделать при изменении состава сплава — это убрать уже имеющиеся в нем компоненты. Поэтому, например, из белого золота нельзя получить желтый припой.
      2. Во всех остальных случаях из любого сплава путем добавок можно получить любой другой. Но поскольку Вас, скорее всего, интересует получение припоя без добавления чистого золота, то проба исходного сплава должна обязательно быть выше пробы получаемого припоя. Насколько выше — зависит от составов исходного сплава и припоя. В статье Изменение состава сплава приведен пример, как из золота 750 пробы можно получить припой 585 пробы.
      3. В некоторых случаях бывает невозможно получить припой из сплава более высокой пробы без добавления чистого золота из-за того, что в исходном сплаве слишком большая концентрация какого-то компонента. Например, нельзя получить тот же припой 585 пробы из зеленого золота 750 пробы, потому что там слишком много серебра. (Точнее, это возможно, но только при добавлении чистого золота.)
      4. Чтобы определить возможность получения припоя из какого-то сплава, есть два способа:
      — пользуясь методикой, описанной в статье Изменение состава сплава, вычислить состав добавки, и если доля чистого золота в этом составе окажется нулевой, то такая возможность есть;
      — чтобы не ломать голову и не наделать ошибок при вычислении, — воспользоваться моей программой Alloy, где надо будет ввести составы сплава и припоя, нажать кнопку «Вычислить», и Вы получите состав добавки.

      Думаю, теперь понятно, что возможность получения припоя из сплава более высокой пробы зависит не столько от пробы, сколько от состава этого сплава.
      Удачи!

  3. алексей:

    здравствуйте.у меня такой вопрос,лигатура для припоя для 585 пробы в состав которой входит «серебро 3%,медь 77%,цынк 5%,индий 15%.я сплавил в пропорцие так как обычное золото и в итоге получилось хрупкий бледно-жолтый метал,хотя производитель гарантирует припой для красного золота.золото я брал после афинажа,проба канешно не 999.9 ночтото приблезительно.дайте пожалуста совет,что я зделал неправельно.лигатура trj14.

    • Я не имел дело с припоями, в состав которых входит индий, поэтому мне трудно сказать что-то определенное. Но судя по концентрации меди в этой лигатуре, припой должен получиться красноватого оттенка.
      Возможно, Вы ошиблись в пропорциях или при взвешивании. Для получения сплава 585 пробы надо на 1 г чистого золота взять 0,709 г лигатуры.

      • алексей:

        взвесил я нормально но пропорция была 58% золота и 42% лигатуры.эти лигатуры вы можите найти на «polystar».можноли чтото добавить чтобы повысить пластичность и тикучесть или зделать лигатуру самостоятельно.соответцтвие пробе585 не обезательно +/- несколько процентов это не критично.

        • Добавлять что-либо в неудачный сплав (особенно, если не понятно, почему он не удался) — плохая идея. Лучше сделать новый. В этой статье приведены несколько рецептов, которым вполне можно доверять.
          Можно изготовить и лигатуру, отдельно сплавив все компоненты из выбранного рецепта, кроме золота. Но тут надо помнить, что в таком случае легкоплавкие металлы (цинк и кадмий) будут выгорать у Вас дважды: при изготовлении лигатуры и потом при изготовлении припоя. Потери этих металлов нужно компенсировать, слегка увеличивая их первоначальный вес, а вот на сколько увеличивать — можно определить только на практике (и, строго говоря, только для себя, поскольку у каждого свои приемы плавки).
          Кроме того, при изготовлении лигатуры по приведенным рецептам нужно правильно пересчитать состав компонентов, и цифры получатся другие, чем в рецепте. (Не знаю, как у Вас, но у многих из моих коллег — туго с математикой, и это одна из причин появления этого сайта.)
          Короче говоря, если только Вы не собираетесь торговать лигатурой, то делать ее я не вижу смысла. Делайте сразу припой.

  4. алексей:

    добавлять я ничего несобиралса.я имел ввиду новый сплав на базе этой лигатуры.с серебряным припоем у меня проблем нет,а золотой мне пришлось делать первый раз и поэтому я доверился этой лигатуре.у меня небольшой опыт вювелирном деле,у меня нет специального образования всю информацию я беру с книг и интернета,а этому сайту и вашем коментариям уменя найбольшее доверие.на разных форумах 90% ненужной информации а здесь всё коротко и ясно.

    • Насчет этой лигатуры с индием — ничего сказать не могу, мне нигде такой припой не встречался, и я не знаю, какие свойства придает сплаву индий и как он взаимодействует с другими металлами (свинец, например, придает золотому сплаву хрупкость).
      Поэтому советую делать припой из набора чистых металлов: золото, серебро, медь, цинк и кадмий. Пропорции Вы найдете в таблице (возьмите для начала состав, обозначенный маркой «5С» — это средний припой, пригодный для большинства случаев).
      Расплавьте сначала полностью золото, серебро и медь, затем дайте капле чуть затвердеть, положите под нее цинк и кадмий и нагревайте уже с осторожностью, чтобы они не вспыхнули. Когда сплав станет однородным (можно проверить кварцевой палочкой) — сливайте в изложницу.

      • Angelika:

        отличный припой(585)получается,если взять на 1гр коронок(850пробы)-0,1гр.меди,0,27гр.серебр.припоя(не содержащий кадмий!!!!! только медь,цинк и серебро),и 0,08гр индия. Цвет получается желтый,если надо для классического красного, то беру больше меди, соответственно серебра меньше. Разница в 0,05гр дает
        разный по цвету припой.Все перемешиваю, индий ложу в последнею очередь.Течет,как масло.

        • Спасибо за рецепт, Анжелика. Жаль только, что невозможно рассчитать его точный состав. Во-первых, проба коронок сильно плавает (850 — это проба, по которой коронки принимают в скупке, 916 — это какая у них должна быть проба по совести, а в моей практике встречались коронки даже 700 пробы). Во-вторых, неопределенность с серебряным припоем: есть припои с содержанием серебра 37%, а есть — 80%. И, наконец, честно признаюсь, что я не знаю, где люди берут индий! (В студенчестве у нас был такой анекдот про получение индия. Берем гвоздь, погружаем его в жидкий азот, вытаскиваем и видим, что гвоздь заиндевел. Остается только соскрести индий!)

      • Angelika:

        Согласна с Вами,Владимир,что точное процентное соотношение не рассчитаешь. Поэтому все примерно приблизительно. Методом проб и ошибок.916 давно не встречала, 700 вообще не попадалась за 20 лет моей практики.Но для подстраховки зубы рассчитываю на 850 пробу. Серебряный припой беру 65%, Индий мне присылает друг с Новгорода.

  5. АНастасия:

    Здравствуйте. Нигде не могу найти информацию в каких пропорциях варить припой золотой. У меня золото 585 и бескадмиевая лигатура MELT.

    • Трудно Вам ответить, поскольку Вы дали мало информации. Поэтому ограничусь самыми общими соображениями.
      1. Чтобы сделать золотой припой заданной пробы, нужно иметь золотой сплав более высокой пробы. (из сплава 585 пробы невозможно изготовить припой 585 пробы, не добавляя чистого золота.
      2. У фирмы MELT десятки (если не сотни) лигатур. Чтобы изготовить припой заданного состава, необходимо знать состав лигатуры. Если же у Вас специальная лигатура для изготовления припоев, то нужно взять 58,5% чистого золота и добавить 41,5% лигатуры, чтобы получить припой 585 пробы.

  6. Александр:

    Доброго времени суток!
    Очень интересные и познавательные материалы. Но все-таки хоте спросить совета по поводу припоя для красного золота. На ремонте постоянно приходится сталкиваться с красным золотом, а в наличии сварен только желтый припой. В ближайшие дни хочу сварить немного красного припоя, но боюсь испортить чистоту, так как делать аффинаж не умею. Буду признателен если приведете состав припоя легкоплавкий и средний красного припоя.
    Заранее большое спасибо!

    • Александр, видимо, Вы невнимательно прочитали статью: там в самом начале я упомянул «проблему красного припоя». Её можно по-другому назвать «проблемой начинающего ювелира» :). (Когда я только начинал, меня тоже очень беспокоило, чтобы мои ляпы были бы незаметны хотя бы по цвету. И, с другой стороны, ни от одного опытного мастера я не слышал, чтобы ему нужен был красный припой).
      Коротко повторю: золотой припой не может быть красного цвета, поскольку он просто обязан иметь в своем составе цинк и больше серебра, чем в красном золоте. А оба эти металла нейтрализуют красноту меди. Единственный выход — аккуратная пайка.

      • Александр:

        Спасибо. Наверное действительно не вник. В таком случае лучше иметь доп.розовый припой, чем просто желтым паять красное золото.

        • Кстати, гляньте несколькими комментариями выше: коллега алексей упоминает лигатуру припоя с индием для красного золота. Может быть, эта информация Вам поможет.

    • Angelika:

      есть хорошая книжка, авторы В.П.Новиков и В.С. Павлов, там на 49-50 стр.есть рецепты отличных припоев.Выбирайте какой нравиться

  7. НАРОДНЫЙ ПРПИПОЙ ! ОДНА ВЕСОВАЯ ЧАСТЬ 585ПРОБЫ И ОДНА ВЕСОВАЯ ЧАСТЬ ПСР -40! УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИПОЙ ПОЛУЧАЕТСЯ БЕЗ ВСЯКИХ ПРЕМУДРОСТЕЙ

  8. ПАРДОН СПЛАВЛЯЕМ 1 ГР 585 И 1 ГР ПСР 40 -ПРИПОЙ ГОТОВ

    • Проба этого припоя будет 292,5. Им нельзя будет паять золото даже 333 пробы. Во-первых, потому, что шов будет окисляться и темнеть, а во-вторых, в инспекции пробирного надзора у вас будут проблемы.
      Категорически никому не советую пользоваться этим «народным» рецептом.

  9. алексей:

    Здравствуйте.вопрос не в тему.сколько нужно по весу добавить лигатуры на1 грамм золота 999.9пробы чтобы получилась 585 проба.

  10. алексей:

    если можно формулу для смешивания сплавов

  11. Вадим:

    Здравствуйте Владимир. Вопросик, возможно вы сможете помочь. Нас попросили на производстве сделать цепь из серебра 925 пробы и золота 585 пробы плетения типа Нонна или Фигаро. полотно цепи связали, но сейчас все проблема в пайке. Можете посоветовать припой? работали ли вы на печах автоматической пайки? может режим с вами можно будет определить. спасибо за сотрудничество.

    • Здравствуйте, Вадим! Боюсь, что не смогу Вам помочь: с автоматической пайкой никогда не сталкивался. Я занимался исключительно ручной работой и освоил только лобзик с напильником, да еще пару-тройку простых инструментов.
      Извините.

  12. гор:

    Здравствуйте
    Скажите пожалуйсто у вас в таблице цифры приведены в процентах или граммах не могу разобратся
    Спосибо!

    • Состав сплава чаще всего измеряют в тысячных долях. По аналогии с процентами, когда общее количество чего-то принимается за 100, тысячные — это когда общее количество принимается за 1000.
      Во всех расчетах, таблицах и программах, касающихся состава сплавов, в качестве единиц измерения я использую тысячные доли.

  13. Сергей Иванович:

    Никогда не слышал о народном припое. Полностью согласен с Владимиром Труновым. Таким, с позволения сказать «припоем», пользоваться нельзя.

    • ДМИТРИЙ:

      50% золота,50% серябрянного припоя(любого)
      посконный метод, но проверенный годами работы в СССР.
      цвет пайки?-не проблема:е электролизные покрытия.
      любой выпрямитель (10-15ампер/ 4-10вольт)
      анод-нержавейка / электолит 585золото,-сейчас продаётся готовый, раньше делали сами

  14. ДМИТРИЙ:

    МОЖНО ОТЖЕЧЬ ЛЮБУЮ ПРОВОЛКУ-
    НУЖНО СКРУТИТЬ В БУХТУ,ПЛОТНО ОБВЯЗАТЬ БИДРУТОМ (0,4-0,5ММ ЧУГУННАЯ ПРОВОЛКА),И СМОЧИТЬ ФЛЮСОМ
    ПОСЛЕ ОТЖИГА ДИНДРУТ СРЕЗАТЬ И В ОТБЕЛ(НЕ БИДРУТ)

  15. Добрый вечер, я мастер на все руки но с золотом еще не приходилось иметь дело, с химией тож не лады, был бы признателен за ответ, есть золото 585 1 грамм, что еще нужно добавить и сколько по весу и где найти металы? На ютюбе при плавке видел что-то сыпят, порошочек какой-то) скажите что это? И для чего? И есть ли какие-то видео уроки? Срасибо…

    • Здравствуйте.
      1. Чего и сколько нужно добавить зависит от того, что Вы хотите получить. Для получения золотого припоя заданной пробы нужно брать золото более высокой пробы. То есть, из золота 585 пробы невозможно получить припой 585 пробы, можно только ниже.
      2. Драгоценные металлы продаются в банках. Лигатуры — в магазинах для ювелиров.
      3. При плавке добавляют флюс, который защищает металлы от окисления. Чаще всего это просто бура.
      4. Видео уроками я не интересовался. Могу посоветовать книги:
      — Марченков. Ювелирное дело
      — Новиков. Ручное изготовление ювелирных украшений
      — Бреполь. Теория и практика ювелирного дела.

  16. Дмитрий:

    Владимир, здравствуйте!
    В Ваших рецептах припоев для золота
    серебро, полагаю, 999 пробы?
    Спасибо. С уважением,
    Дмитрий.

  17. Сергей Валерьевич:

    Владимир здравствуйте!Скажите как правильно добавлять в припой кадмий?

    • Здравствуйте, Сергей!
      Сначала сплавляются все тугоплавкие компоненты, затем капле дают затвердеть, приподымают ее и засыпают под нее кадмий. Затем осторожно нагревают, чтобы кадмий не воспламенился.
      Расплавленный кадмий почти сразу обволакивает каплю сплава и создается впечатление, что растворение уже произошло. Но это не так: внутри остается твердое ядро, и надо прогревать сплав до тех пор, пока он полностью не станет жидким (проверять кварцевой палочкой).

      • Сергей Валерьевич:

        Спасибо за ответ.Попробую так.Я сплавляю тугоплавкие металлы,размешиваю и в расплавленную каплю кидаю cd,происходит мини взрыв,размешиваю и выливаю в изложницу.Но на мой взгляд много cd выгорает,припой становится очень твёрдым(почти как основной металл)не надо ли ложить cd процентов на 10 больше?
        И ещё вопрос.При плавке советского золота 583 пробы обязательно ли повышать пробу на 2 единицы для пробирной палаты?

        • При Вашем способе плавки выгорает почти весь кадмий и 10 процентов не спасут. Так делать не надо (то же, кстати, касается и цинка).
          На второй вопрос ответ — да, надо повышать пробу. И лучше пусть будет на единицу больше, чем на две меньше. Во-первых, из-за одного изделия может быть забракована вся партия, во-вторых, однажды не пройдя опробование, Вы обеспечите повышенное внимание к себе на несколько лет вперед.

  18. Сергей Валерьевич:

    Благодарю Вас за ответы!!!Извините если что за вопросы,просто учусь Ювелирному делу сам,подсказчиков нету.

  19. Сергей Валерьевич:

    Приветствую Владимир!Прошу прощения за вопрос не по теме.
    У меня возникают проблемы с закрепкой камней.дело в том,что даже не знаю как правильно крепить(к чему стремиться) Может посоветуете литературу или сайт какой нибудь(просто в нете ничего конкретного не найти).А может лучше создать ветку на Вашем сайте.
    С благодарностью Сергей!

    • Здравствуйте, Сергей!
      Две основные книги (их можно найти в сети):
      — В. И. Марченков «Ювелирное дело»
      — Э. Бреполь «Теория и практика ювелирного дела»
      К теме сайта закрепка не имеет отношения, к тому же на словах этому не научишь. Посмотрите описание процесса в книгах, а дальше — только практика.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>